Сайт Дениса Мамонтова Интернет-маркетинг
Услуги
Поисковая оптимизация сайта
Контекстная реклама
Статьи
Контакты

Резюме
C 1999 года работает в Интернет сфере.
Прошел школу от веб-мастера до руководителя проектов.
С 2000 года занимается продвижением сайтов.
Автор цикла статей о баннерных сетях Украины.
С 2002 года занимается оптимизацией сайтов под поисковые системы.
Разрабатывает и проводит кампании контекстной рекламы.
С 2003 года занимается продвижением англозячных сайтов на рынки США и Канады.


Статьи. Сети сайтов: Что такое хорошо и что такое плохо?

Сети сайтов: Что такое хорошо и что такое плохо?

В настоящее время все сложнее становится продвигать сайты в зарубежном сегменте, т.е. конкурировать с сайтами, которые присутствуют на этом рынке уже 8-10 и более лет. Как известно, оптимизатор может свободно манипулировать только факторами внутренней оптимизации (ключевые слова, МЕТА-теги, контент, внутренняя перелинковка и пр.), но воздействовать на внешние факторы оптимизации он может лишь косвенно - расставляя/обмениваясь или покупая беклинки на внешних сайтах с высоким PR и тем самым воздействовать на PR своего сайта и позиции сайта по целевым ключевым запросам.

Но не все беклинки одинаково оцениваются поисковыми системами и очень не приятно работать с факторами, которые невозможно распланировать, и, соответственно, нельзя построить маркетинговый план и план развития сайта т.к. факторы, на которые можно воздействовать только косвенно - малопрогнозируемы. Поэтому у многих SEO-специалистов и Интернет-маркетологов появилась проблема: Как же можно воздействовать на внешние факторы оптимизации в любой момент времени и тем самым прогнозировать результаты? Решение оказалось очень простым: Надо внешние факторы перевести в разряд внутренних! Т.е. сделать необходимое количество сайтов с возможностью напрямую менять внутренние факторы оптимизации, которые для основного сайта будут являться внешними. Это идеальное решение для продвижения целевых запросов в условиях высокой конкуренции в международных поисковых системах. Кроме того, и в рунете по некоторым тематикам стало сложно продвигать сайт, т.к. основные участники рынка уже прооптимизировали свои сайты так как это было только возможно и прочно заняли первые позиции в русскоязычных поисковых системах, поэтому и в рунете создание сетей сайтов также оказалось действенным решением, для того чтобы попасть в десятку результатов поиска.

Рассмотрим основные модели сетей сайтов и их структуру:

"Звезда"
Звезда

Основной сайт находится в центре, на него ссылаются вспомогательные сайты. Т.о. внешние SEO-мероприятия проведенные для основного и вспомогательных сайтов дадут возможность получить им PR, а ссылки со вспомогательных сайтов продвинут основной сайт по соответствующим запросам и передадут часть полученного PR основному сайту.

"Снежинка"
Снежинка

Разновидность "Звезды" - "Снежинка", где основной сайт также находится в центре, но в отличии от "Звезды" в "Снежинке" вспомогательные сайты ссылаются друг на друга при этом продвигая друг друга по соответствующим запросам. Вес ссылок по которым передается PR в этой модели ниже (т.к. PR разбивается на несколько ссылок), но связи между остальными сайтами продвигают вспомогательные сайты и дело вебмастера направить полученный трафик в нужное русло.

"Пирамида"
Пирамида

Основной сайт находится на вершине пирамиды, все сайты первого от вершины уровня ссылаются на основной сайт, а сайты второго уровня на сайты первого уровня. При этом прогрессия увеличения количества сайтов на каждом уровне может быть любой. В такой модели часть PR вспомогательных сайтов полученная в результате внешних SEO-мероприятий передается на уровень выше, таким образом, с каждым уровнем PR сайтов увеличивается и концентрируется на основным сайте, и ссылки на основной сайт со вспомогательных сайтов первого от вершины уровня имеют максимальный для всей сети вес.

"Елочка"
Елочка

Разновидность "Пирамиды" - "Елочка", где основной сайт также находится на вершине пирамиды, но в отличии от "Пирамиды" все вспомогательные сайты всех уровней ссылаются на сайты последующих уровней и основной сайт. Также возможны горизонтальные связи между сайтами одного уровня. В такой модели на основной сайт переливается PR сайтов даже самых нижних уровней и он получает большое количество беклинков. Кроме того, вспомогательные сайты продвигают друг друга по соответствующим ключевым запросам и также как в "Снежинке" полученный на вспомогательных сайтах трафик необходимо направить в нужное русло. Это может быть реклама или партнерская программа, а так же продажа товара или услуги, по которой позиционируется вспомогательный сайт.

Также могут использоваться гибридные схемы, в т.ч. и пирамиды без основного сайта ("усеченая пирамида" или "трапеция").

Увлекаться созданием огромного количества сайтов с целью "затмить весь интернет" не стоит, т.к. это может быть воспринято поисковыми системами как поисковый спам. Поисковые системы пытаются бороться с поисковым спамом и устраивают "ловушки": анализируют возраст сайтов, плотность ключевых слов, обнаруживают дубли текстов, пессимизмируют однотипные ссылки и т.д. Создатели сетей сайтов тоже не сидят на месте: приобретают домены использовавшиеся ранее, создают уникальный дизайн и контент для сайтов, размещают сайты на разных хостингах и т.д.

Рассмотрим какие сети сайтов являются приемлемыми, а какие претендуют стать поисковым спамом.

Что такое хорошо?

Нельзя все сети сайтов записывать в разряд спама, т.к. есть и "хорошие" сети сайтов, где каждый сайт отдельно позиционируется на рынке имеет свои центры прибыли и целевую аудиторию. Чтобы охватить большую часть рынка иногда полезно разделить центры прибыли (т.е. товары или услуги) на отдельные сегменты и создать несколько сайтов спозиционированные на эти сегменты. Во-первых, на таком сайте больше информации, которая касается соответствующего сегмента и эта информация уникальна; во-вторых, такой сайт легче продвинуть, т.к. он занимает сравнительно небольшую нишу на рынке и, соответственно, конкуренция ниже; в-третьих, это удобнее пользователю, т.к. затрачивает меньше времени на поиск информации на сайте.

Оправданным является создание сети сайтов с позиционированием каждого отдельного сайта на определенном сегменте рынка и при этом эти сегменты не должны пересекаться. После проведения SEO-мероприятий для такой сети сайтов сайты сети не будут пересекаться в результатах поиска, т.к целевые запросы у них разные. Основной же сайт позиционируется по общим целевым запросам и тоже не пересекается в результатах поиска с другими сайтами сети.

Например, компания занимается продажей стройматериалов. Логичным будет разделение центров прибыли на небольшие сегменты и создание сети сайтов: сухие смеси, краски, напольные покрытия, сантехника, провода и кабели, плитка и т.д. Таким образом, каждый сайт позиционируется на собственном сегменте, а основной сайт фокусируется на общих запросах: стройматериалы, материалы для ремонта и т.п. Сайты такой сети никак не пересекаются между собой по запросам в результатах поиска и ,соответственно, такая сеть не является поисковым спамом.

Подходящей структурой для такой сети может быть выбрана "Звезда" или "Снежинка", в редких случаях "Пирамида" или "Елочка" - когда центры прибыли делятся на нескольких уровнях (например, сантехника еще делится на смесители, умывальники, ванны и т.д.). "Пирамида" или "Елочка" могут быть применены при географическом разделении (например, портал по Недвижимости делится на недвижимость по странам, далее- городам, и по почтовым индексам).

Что такое плохо?

Абсолютно неправильными являются сети сайтов одной тематики с одинаковыми центрами прибыли и целевой аудиторией, которые направлены на продвижение сайта той же тематики по высококонкурентным запросам. Как правило, такие сети сайтов, пересекаются в результатах поиска поисковых систем, т.е. являются поисковым спамом. Как это выглядит: пользователь вводит поисковый запрос и ожидает получить в результатах поиска ссылки на сайты, которые его интересуют, а в результате он получает ссылки, где 3-10 сайтов являются сайтами одной сети и он только теряет время на изучение одной и той же информации на разных сайтах. В итоге снижается уровень доверия к поисковой системе, и в сознании обывателя складывается мнение, что оптимизатор это жуткий спамер, хотя профессиональные оптимизаторы используют "белые" методы.

Многие веб-мастера прибегают к серым методам раскрутки, в том числе и к созданию большого количества сайтов с разделением центров прибыли, где один набор информации разделяется между сайтами - по специальному алгоритму: информация смешивается таким образом, чтобы не было точного совпадения текстов на разных сайтах, т.е. делается все, чтобы контент страниц казался уникальным. На самом же деле из 100 страниц исходного текста получается 50 десятистраничных сайтов с псевдоуникальной информацией. Таким образом, сайты в такой сети направлены на разные сегменты рынка, но т.к. информация фактически одинакова единственным инструментом фокусировки на нужный сегмент остаются МЕТА-теги. При качественной подготовке этой информации можно надеяться, что сайты не будут пересекаться в результатах поиска, хотя из-за одинакового содержания это все равно неизбежно.

Таким образом, основным критерием оценки сети сайтов является пересечение сайтов одной сети в результатах поиска в поисковой системе, т.е. является ли сеть сайтов поисковым спамом или нет.

Хорошо: Сеть сайтов, где каждый сайт занимает свою нишу, имеет свои центры прибыли и аудиторию, содержит уникальный контент. При этом центры прибыли разделяются таким образом, что после проведения SEO-мероприятий сайты сети не пересекаются в результатах поиска в поисковых системах.

Плохо: Сеть сайтов, где все сайты не имеют уникальной информации и направлены на одну аудиторию, а также если сайты сети пересекаются в результатах поиска, что является поисковым спамом.

Структура сети сайтов зависит от бизнес-модели веб-сайта/ов компании и не должна зависеть от желания оптимизатора достичь результата любой ценой.

Денис Мамонтов
Доклад был зачитан 4 ноября 2005 года на семинаре "Поисковая оптимизация", г.Киев.

Статьи по теме:

Что такое поисковая оптимизация сайта?
Методика подбора ключевых слов для международных поисковых систем
Особенности поисковой оптимизации сайтов украинских компаний
Особенности поисковой оптимизации интернет-магазинов
Стратегия низкобюджетного продвижения сайта в поисковых машинах
Все статьи >