Юзабилити это один из самых важных элементов продвижения сайта. Неудобный сайт пользователь скорее покинет, чем будет разбираться в том, что же хотел донести веб-разработчик или владелец сайта.
Ниже приведены 113 принципов usability, которые помогут не допустить промахов и сделать сайт ориентированным на пользователя. Данные правила составлены по книге "Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов", Якоб Нильсен, Мари Тахир, Издательство: Вильямс, 2002 г.
Конечно, для полного анализа юзабилити этого недостаточно, но опираясь на эти базовые принципы вы сможете сделать экспресс-анализ юзабилити и исправить допущенные ошибки.
113 правил Юзабилити:- Название и/или логотип компании должны иметь подходящий размер и располагаться в заметном месте (в левом верхнем углу).
- Добавить к странице рекламный лозунг, который четко характеризовал, чем именно занимается компания (или для чего предназначен веб-сайт).
- Подчеркнуть особенности сайта с точки зрения пользователей, его отличия от основных конкурентов.
- Четко выделить первостепенные задачи, чтобы попав на главную страницу, посетитель сразу понимал с чего начинать.
- У сайта должна быть только одна "официальная" домашняя страница.
- В пределах главного сайта слово сайт должно относиться ни к чему другому, кроме как веб-сайту в целом.
- Оформление домашней страницы должно четко отличать ее от остальных страниц веб-сайта.
- Сгруппировать информацию о компании, ее инвесторах, связях с общественностью, имеющихся рабочих вакансиях и другие подобные сведения в одном месте.
- Необходимо добавить ссылку на раздел "О нас" ("About Us"), в котором содержались сведения о компании и ссылки на более подробную информацию относительно ее товаров, услуг, инвестиций, бизнес-предложений, руководящей команды.
- Необходимо добавить ссылку "Связаться с нами" ("Contact Us"), указывающую на соответствующую страницу с контактной информацией о компании.
- Чтобы о компании писали в СМИ, добавить к домашней странице "Пресс-релизы" или "Новости компании".
- С точки зрения пользователей веб-сайт и компания должны составлять единое целое.
- Если вы поддерживаете механизм обратной связи, уточнить - кто будет читать полученные сообщения.
- Не размещать на общедоступном веб-сайте "внутреннюю" информацию.
- Если на веб-сайте выполняется сбор информации о посетителях, добавить к домашней странице ссылку "Правовая информация" или "Конфиденциальность".
- Разъяснить, каким образом веб-сайт "зарабатывает" деньги, если это не очевидно.
- Выбирая слова, ориентируйтесь на язык пользователей. Названия разделов должны соответствовать их назначению с точки зрения пользователя, а не компании.
- Необходимо избегать чрезмерности.
- Не употреблять слишком умных фраз или рекламного жаргона, которые затрудняют понимание.
- Строго следить за применением прописных букв и соблюдением речевого форматирования.
- Не следует давать название четко обозначенной области страницы, если ее содержимое и так говорит само за себя.
- Избегать одноэлементных списков и категорий.
- При форматировании использовать неразрывные пробелы между словами, которые по смысловым соображениям должны находиться вместе в одной строке.
- Формулируя задания для посетителей необходимо использовать только повелительное наклонение. Эту форму глагола при необходимости можно несколько смягчить.
- Прежде чем употребить не встречавшуюся ранее в тексте аббревиатуру, инициалы или акроним, ее/его следует расшифровать.
- Избегать восклицательных знаков.
- Реже употреблять слова, набранные только прописными буквами, или не употреблять их совсем.
- Не вставлять дополнительные пробелы или знаки препинания туда, где это не нужно.
- Примеры должны раскрывать, а не просто описывать содержимое сайта.
- Каждый пример должен сопровождаться ссылкой на подробное описание данного продукта, а не категории, к которой он принадлежит.
- Рядом с описанием конкретных примеров необходимо разместить ссылку на категорию в целом.
- Ссылки на подробную информацию о конкретном продукте должны отличаться от ссылок на категорию в целом.
- Позаботиться об обеспечении легкого доступа ко всем элементам, которые содержались на домашней странице в последнее время. Для этого создать список последних изменений, а также постоянные архивы удаленного содержимого.
- Названия ссылок должны отличаться друг от друга и быть удобочитаемыми.
- Не использовать в названии ссылок инструкций общего характера "Нажмите здесь".
- Ссылку, стоящую в конце списка элементов, не следует называть неопределенным именем вроде "Еще:" или "Больше:".
- Цвета просмотренных и непросмотренных ссылок должны отличаться.
- В названии ссылки или группы ссылок не употреблять само слово "ссылка". Чтобы показать, что данное слово или фраза является ссылкой, подчеркните его/ее и выделите голубым цветом.
- Если функция ссылки отличается от обыкновенного перехода на другую веб-страницу об этом должно быть сказано явно.
- Главная панель навигации должна находиться в заметном месте страницы, предпочтительно рядом с ее основной частью.
- Сгруппируйте области навигации, чтобы подобные элементы находились рядом друг с другом.
- Не создавайте сразу несколько областей навигации, назначение которых повторяет друг друга.
- Домашняя страница не должна содержать активной ссылки на саму себя.
- Не использовать в названиях элементов навигации самостоятельно придуманные искусственные слова. В названиях категорий должно быть заложено их различие - если пользователи не поймут выдуманной терминологии, то не смогут различить и категории.
- Если на сайте предусмотрена "Корзина" для покупок, создать ссылку на нее на домашней странице.
- Пиктограммы для обозначения элементов навигации употреблять только в случаях, когда они способны быстро привлечь внимание посетителей к определенному классу предметов.
- Домашняя страница должна содержать поле для ввода поисковых запросов, а не просто ссылку на страницу поиска.
- Поля ввода должны быть достаточно длинными, чтобы пользователь смог ввести и отредактировать запрос среднего размера.
- К области поиска справа от поля добавить кнопку "Найти" ("Search").
- Если расширенный поиск на сайте выполняется не слишком часто, домашняя страница должна обеспечивать проведение простого поиска, с последующей ссылкой на страницу расширенного поиска либо на советы по его проведению.
- По умолчанию поиск должен охватывать весь сайт.
- Не включать в поисковую систему сайта функцию поиска по Интернету (кроме порталов).
- Домашняя страница должна обеспечивать прямой доступ к первостепенным службам сайта.
- Не добавлять на сайт службы, не имеющие отношения к его основной тематике.
- Не выставлять на сайт службы, которые повторяют стандартные функции обозревателя, такие как выбор стартовой страницы или создание закладки.
- Графика должна отображать реальное содержание сайта, а не только служить его украшением.
- Фотографии и рисунки должны быть подписаны, если их смысл не до конца понятен из контекста статьи, к которой они прилагаются.
- Фотографии и диаграммы должны быть отредактированы в соответствии с основным разрешением экрана.
- Для рисунков следует избегать употребления "водяных знаков".
- Не использовать анимацию только для того, чтобы привлечь внимание к какому-нибудь элементу домашней страницы.
- Никогда не подвергать анимации основные элементы страницы, такие как логотип компании, рекламный лозунг или главный заголовок.
- Позвольте посетителю самому решать, хочет ли он видеть анимированную заставку к сайту - не запускать ее по умолчанию (относится к Flash-заставкам).
- Ограничить применение различных гарнитур шрифтов и другого текстового форматирования (размеры, цвета).
- Использовать высококонтрастные цвета шрифтов и фона страницы.
- Стараться обойтись без горизонтальной прокрутки для для наиболее распространенного разрешения экрана.
- Все главные элементы домашней страницы должны находиться выше линии сгиба для наиболее распространенного разрешения экрана.
- Использовать "гибкую" структуру домашней страницы, чтобы ее размер мог автоматически приспосабливаться к различным разрешениям экрана.
- Необходимо быть крайне осмотрительным в использовании логотипов, помимо основного логотипа компании.
- Никогда не применять элементы интерфейса, если пользователь не должен на них кликать.
- Не увлекаться использованием раскрывающихся списков, особенно если их элементы требуют каких-либо пояснений.
- Избегать использование полей ввода, особенно в верхней части страницы, где обычно принято размещать средства поиска.
- Title должен начинаться со слова, несущего смысловую нагрузку.
- Не включать в Title имя домена верхнего уровня, если только он не является частью официального названия компании.
- Не включать в Title словосочетание "домашняя страница".
- Title должен содержать краткое описание веб-узла.
- Title должен состоять не более чем из семи-восьми слов и содержать не более 64 символов.
- Домашние страницы коммерческих компаний должны иметь адрес вида http:// www.company.com, не должны использоваться сложные коды или названия страниц типа index.html.
- Если содержание веб-узла тесно привязано к конкретной стране - URL должен содержать домен верхнего уровня данной страны.
- Необходимо зарегистрировать доменные имена, содержащие альтернативные, сокращенные, а также наиболее часто употребляемые неправильные варианты написания имени компании.
- Если у веб-узла несколько альтернативных доменных имен, выбрать одно из них в качестве "официального" и перенаправлять на него всех посетителей, воспользовавшихся другими адресами.
- Заголовки статей должны быть сжатыми, но в то же время описательными, и передавать максимум информации при минимальном количестве слов.
- Составить специальное резюме (Summary) для каждой статьи или пресс-релиза, о которых упоминается на домашней странице.
- В качестве ссылки на полную версию статьи необходимо использовать ее заголовок, а не подзаголовок.
- Если все новости, упомянутые на домашней странице, относятся к событиям последней недели, специально указывать дату и время в подзаголовке каждой из статей не нужно. Исключение составляют лишь действительно важные новости, которые могут обновляться по нескольку раз в день.
- Никаких эффектных заставок и промежуточных страниц быть не должно.
- Отказаться от раскрывающихся окон (PopUp-ов).
- Не применять "маршрутные страницы" для выбора географического местонахождения посетителей (исключение несколько языковых версий и ни одна не является главной).
- Рекламные баннеры других компаний следует вынеси "на периферию" страницы.
- Рекламные объявления "внешних" компаний должны быть небольшими и неброскими.
- Если рекламные объявления размещаются и за пределами стандартной "баннерной области". В таком случае их надо пометить как рекламу, чтобы посетители не перепутали с основным содержанием.
- Избегать общепринятых приемов дизайна рекламных баннеров в оформлении основного содержимого веб-сайта.
- На сайте не должно быть Приветствий (в буквальном смысле этого слова).
- Если веб-сайт "недоступен" или если важные элементы веб-узла перестали работать, необходимо немедленно сообщить об этом на главной странице.
- Заранее продумать план работы с узлом на случай внештатных ситуаций.
- Не нужно тратить место на выражение благодарностей поисковой системе, дизайнерской студии, любимой марке броузера или применяемой технологии.
- Соблюдать сдержанность в перечислении завоеванных наград и титулов.
- Не следует автоматически обновлять содержимое страницы (авторефреш).
- В процессе обновления страницы обновлять только содержимое, которое действительно изменилось.
- Если какой-либо элемент домашней страницы отображается с учетом уже известной информации о конкретном посетителе, не нужно показывать его "общую версию" для новых посетителей.
- Не предлагать пользователям средства настройки общего интерфейса страницы (выбор цветовой схемы).
- Не ограничиваться простыми ссылками на форму регистрации. Подробно разъяснить посетителям преимущества регистрации.
- Прежде, чем спрашивать адрес электронной почты посетителя, проинформировать его о преимуществах и частоте рассылки информационных бюллетеней.
- Если на веб-сайте поддерживается общение пользователей посредством чата или другого подобного средства, не ограничиваться только общими ссылками на них (темы обсуждений и расписание конференций).
- Не ставить гостевые книги на деловых/корпоративных сайтах
- Дату и время указывать только для информации, связанной с реальным временем, новостей, чатов, биржевых котировок.
- Показать посетителям время последнего обновления страницы, а не текущее время.
- При ссылке на время обязательно указывать часовой пояс (для международных сайтов).
- Использовать стандартные аббревиатуры "p.m." или "P.M." (для международных сайтов).
- Указывая месяц, использовать его полное название или общепринятое сокращение, а не числовое обозначение.
- Указывать процент роста и падения котировок, а не только изменение количества пунктов.
- Расшифровывать все биржевые сокращения (за исключением общеизвестных).
- Для отображения чисел, имеющих пять и более разрядов, использовать принятый в своей стране разделитель.
- Отображая столбец дробных чисел, необходимо выравнивать их по десятичной точке.
Денис Мамонтов