SEO оптимизация уже стала стандартным инструментом продвижения сайта даже для небольших компаний. Большое количество оптимизированных сайтов привело к высокой конкуренции в результатах поиска, что заставило владельцев сайтов увеличить бюджеты для наращивания количества внешних ссылок. Это породило своего рода "гонку вооружений" - у кого ссылок больше и лучшего качества тот и выше, в некоторых тематиках это переросло в войну бюджетов и уже далеко от классической поисковой оптимизации. Стоит ли ввязываться в эту войну? Или существует возможность достичь успеха без большого бюджета? Такая стратегия существует, она опробована на практике, что доказало ее жизнеспособность - это стратегия низкобюджетного продвижения.
Какое продвижение можно считать низкобюджетным? В первую очередь это продвижение которое не требует постоянной SEO поддержки, т.к. затраты на внутреннюю оптимизацию сайта составляют 15-25% от годового бюджета на SEO продвижение сайта, т.о. 75-85% бюджета приходится на дальнейшую SEO поддержку. SEO поддержка - это внешние SEO мероприятия, которые направлены на удержание сайта на определенных позициях в поисковой выдаче. Как правило, это работы по наращиванию внешней ссылочной массы (Линкбилдинг). Снижение затрат на постоянные внешние SEO мероприятия позволит уменьшить бюджет на 60-65%.
Успех в SEO продвижении зависит от качества внутренней и внешней оптимизации, а главное от четкого соответствия друг другу внутренних и внешних мероприятий. Т.о. для уменьшения бюджета мало снизить затраты на внешние SEO мероприятия, следует внутреннюю оптимизацию привести в соответствие с внешними мероприятиями по новой стратегии.
Внутренняя оптимизация
Внутренняя оптимизация даже без активных внешних мероприятий увеличивает целевой поисковый трафик, поэтому при оптимизации сайта следует особое внимание обратить на МЕТА-теги внутренних страниц. Для низкобюджетного продвижения внутренние страницы сайта необходимо оптимизировать под низкочастотные запросы.
Что дает оптимизация под низкочастотные запросы?
- Для продвижения низкочастотного запроса не требуется большая масса внешних ссылок.
- 77% пользователей задает низкочастотные запросы
- Конвертация пользователей пришедших по целевым низкочастотным запросам в несколько раз выше чем по высокочастотным.
Внутренние SEO мероприятия для низкобюджетного продвижения:
1. МЕТА-теги должны быть уникальными для каждой страницы сайта.
a. Страницы которые имеют постоянный адрес следует оптимизировать под 2-3 основных запроса и прописать МЕТА-теги соответствующие этим запросам.
b. МЕТА-теги динамических страниц следует формировать по правилу, которое разрабатывается под каждый вид информации (новость, статья, товар и т.п.) или по разделам.
Пример правила для страницы электрочайника
TITLE: Электрочайник <Производитель> <Модель> - Купить в Киеве
Description: Электрический чайник <Производитель> <Модель>.
Купить электрочайник <Производитель> в Киеве. Продажа электрочайников
в Интернет-магазине Chayni.com.ua Доставка по Киеву бесплатно.
Keywords: электрочайник, чайник, чайник электрический, электрочайник купить,
продажа электрочайников, киев, украина
2. В заголовке H1 должно быть во возможности полное название документа (заголовок новости, название статьи, наименование товара с указанием производителя и модели).
3. Тексты страниц должны быть оптимизированы под запросы указанные в МЕТА-тегах или наоборот. Для подзаголовков статей нужно использовать теги H2, H3.
4. Навигация должна быть не только удобной, но и связывать ссылками с другими разделами/ страницами сайта.
a. Меню разделов. Названия разделов должны быть оптимизированы под популярный запрос.
b. Навигационная строка ("Хлебные крошки"), все названия разделов в навигационной строке должны быть ссылками на соответствующие страницы.
c. Карта сайта. По возможности все страницы сайта должны быть представлены на карте сайта (кроме страниц товаров в больших Интернет-магазинах).
5. Внутренняя ссылочная структура должна связывать смежные по тематике страницы.
a. Последние поступления/обновления выводятся на главной странице.
b. Самые читаемые/комментируемые материалы, либо хиты продаж - в виде информера могут размещаться на всех страницах.
c. Последние материалы связанные по тегам - новости или статьи на одну тему, товары одного производителя, товары того же ценового сегмента.
d. Случайные материалы/товары.
6. Создать раздел Вопросы и ответы или ЧаВо / FAQ (часто задаваемые вопросы) с квалифицированными статьями-ответами. Если в тексте статьи используются понятия или вопросы которые уже есть в перечне вопросов-ответов, то следует сделать ссылки на эти статьи.
7. Из баз данных следует делать страницы с выборками. Например, для сайта с отелями необходимо сделать выборки по городу с различными уровнями сервиса. 3 * отели Дубаи, ОАЭ, для интернет-магазина бытовой техники следует делать выборки по производителю и виду товара: Электрочайники Tefal и т.п.
Понятие низкобюджетное продвижение не значит полный отказ от популярных запросов и полное переключение на низкочастотные запросы. Нет! Возможно продвижение и по высокочастотным запросам с минимальным бюджетом, но это касается только главной страницы, которая по данной стратегии должна быть оптимизирована под 1-3 высокочастотных или среднечастотных запроса. Это связано с тем, что внешние ссылки можно получить только при бесплатной регистрации сайта в каталогах, а для такой регистрации чаще всего можно указать только главную страницу сайта.
После проведения внутренней оптимизации можно приступать к внешним SEO мероприятиям.
Внешняя оптимизация
Внешняя оптимизация заключается в формировании ссылочной массы с оптимизированным текстом в теле ссылок, который соответствует запросам под которые оптимизирована страница, на которую они ведут.
Ссылочная масса может наращиваться за счет покупки ссылок, размещения статей с "прошитыми" в тексте ссылками, проводить обмен ссылками и баннерами. Все эти работы требуют наличие бюджета на поддержку, а также специалиста, который занимается написанием статей и обменом ссылками. Увеличение кол-ва внешних ссылок можно стимулировать, т.е. заставить пользователей самостоятельно устанавливать ссылки на ваш сайт.
Для поисковых систем важно количество и качество ссылок (косвенный показатель качества тИЦ и PagaRank) на страницу. При достижении большой массы внешних ссылок можно продвинуть даже неоптимизированную страницу, но для низкобюджетного продвижения требуется сократить количество внешних ссылок и увеличить их эффективность. Максимальная эффективность внешних ссылок достигается при четком соответствии текста ссылок тем запросам под которые оптимизирована страница.
Несколько методов для увеличения ссылочной массы без больших финансовых расходов:
1. На сайтах размещенных на доменах второго уровня конкурентные направления деятельности необходимо выносить на поддомены. Таким образом, каждый поддомен можно зарегистрировать в каталогах как самостоятельный сайт. Кроме того, во всех PR акциях в Интернет и статьях размещаемых на других сайтах также можно ссылаться прямо на поддомены. Правда, проще всего для каждого направления создать отдельный сайт и продвигать каждый как отдельный бренд.
2. Если имеются несколько сайтов смежной тематики, то необходимо перелинковать их между собой, т.е объединить их в сеть.
a. Сайты должны находиться на хостинге с разными IP с разными адресами C-класса (IP-адрес A.B.C.D. Например, если у одного сайта IP-адрес 256.0.7.10, то у другого одно из первых трех чисел должны отличаться. Например, 257.0.7.10, либо 256.0.8.10, а полное совпадение A.B.C, как 256.0.7.12 - это почти тоже самое как если бы все сайты были на одном IP).
b. Не следует делать взаимные ссылки, желательно выбрать основной сайт и продвигать только его, либо ссылаться по схеме А>B>C>A (т.е. один сайт ссылается на второй, второй на третий, а третий на первый).
3. Регистрация сайта в каталогах
a. Составление анкеты. Заголовки должны соответствовать запросам под которые оптимизирована главная страница. В зависимости от количества каталогов в базе для регистрации количество заголовков не должно повторяться более 50-70 раз. Например, если в базе для регистрации 2000 каталогов, то количество уникальных заголовков для регистрации должно быть 2000/50 = 40. Т.е. необходимо подготовить 40 разных заголовков, которые содержат запросы под которые оптимизирована главная страница.
b. Если главная страница сайта оптимизирована под 2-3 запроса, то распределение запросов по заголовкам должно в зависимости от конкурентности запросов. Конкурентность можно определить по количеству обратных ссылок сайтов в первой десятке результатов поиска.
4. Если вы участвуете в обсуждениях на тематических форумах, то в профайле и подписи необходимо прописать ссылку на сайт с целевым запросом в тексте ссылки. Таким образов, каждый пост или ответ в форуме будет дополнительной ссылкой на сайт.
5. Создайте страницу с вашими ссылками и баннерами. Предложите несколько вариантов ссылок и различные варианты размеров баннеров, при этом в тексте ссылок и ALTах для баннеров следует использовать целевые запросы. При этом вы можете делать ссылки и на внутренние страницы.
6. Все пресс-релизы и статьи размещаемые на других сайта должны содержать ссылки на сайт. В правилах использования материалов необходимо прописать положение, что при любом использовании материалов с сайта сслылка на источник обязательна и укажите страницу, где размещены варианты ссылок на источник.
7. Стимулируйте использование материалов сайта в блогах и на форумах, создавайте обсуждения путем копирования кода в блог и на форум. Размещайте ссылки Получить код ссылки для блога и форума под интересным материалами. Создайте сообщество в популярных системах блог-хостинга. Вынесете Книгу жалоб и предложений в блог.
8. Экспортируйте информацию, создавайте информеры, которые пользователи могут установить у себя на сайте или в блоге. В коде информера обязательно размещайте логотип с прямой ссылкой на сайт и ALTом с целевыми запросами.
Другие низкобюджетные способы привлечения трафика
Кроме SEO мероприятий существуют и другие способы привлечения трафика, которые на этапе создания требуют определенные финансовые вливания, но в дальнейшем полностью окупаются, т.к. их постепенный рост дает все больше и больше переходов на сайт.
Способы привлечения трафика с эффектом "снежного кома":
- Создавайте партнерские системы. Платите за клиента или долю от стоимости проданного товара. Информационные сайты которые посещает ваша аудитория охотно согласятся монетизировать свой трафик.
- Создайте автоматическую или полуавтомаческую E-mail рассылку. Последние обновления, поступление товара, информация об акциях и скидках - это возможность еще раз вернуть пользователя на сайт.
- Стимулируйте создание закладок на ваш сайт.
- Создавайте интересные виджеты, тесты или брендированные игры для продвижения через социальные сети и блоги.
Выводы
Основные мероприятия на которые стоит обратить внимание, чтобы снизить затраты на продвижение сайта - можно сформулировать в 5 пунктах:
- Внутренняя оптимизация должна быть направлена на то, чтобы каждая страница была оптимизирована под свои запросы, а в МЕТА-тегах были сконцентрированы 2-3 самых популярных целевых запроса. Если есть возможность выделить информацию по каким-то признакам (регион или качество), то необходимо создать страницы или разделы по признакам, т.о. на сайте появятся страницы оптимизированные по признаку (Например, какой-то товар в Киеве или Дешевый ноутбук), которые привлекут дополнительный низкочастотный трафик.
- Следует нишевать некоторые направления деятельности (Например, если компания занимается воротами, металлопластиковыми окнами и входными дверями, то это должны быть 3 отдельных сайта, или хотя бы 3 направления на разных подоменах.
- Регистрация сайта в каталогах это самый быстрый и сравнительно недорогой способ получения ссылочной массы, поэтому от качества подготовки заголовков для регистрации очень многое зависит. Заголовки должны быть направлены на 3-4 основных целевых запроса. Не регистрируйте сайт с 1-10 одинаковыми заголовками, этим вы только ухудшите качество продвижения. Заголовок не должен повторяться более 50-70 раз, рассчитывайте количество заголовков по формуле - Z=C/70(где, С- количество каталогов в БД для регистрации). Повторяйте регистрацию каждые 6-12 месяцев.
- Стимулируйте естественное увеличение ссылочной массы. Заинтересуйте пользователей самостоятельно устанавливать ссылки на ваш сайт, а при использовании информации с вашего сайта и в статьях о вашей компании обязательно требуйте установить ссылку на сайт.
- Активно используйте способы продвижения с эффектом "снежного кома", т.е. по мере использования сервиса и увеличения его аудитории - увеличивается и трафик, который он дает.
Все рекомендации проверены на практике!
Денис Мамонтов
Доклад был зачитан 21 мая 2009 года на Конференции "Интернет-маркетинг в Украине '2009", г.Киев.